Сайт
FAQ
Правила форума
* МаМани   
Вход
Регистрация
цирк цирк Фоторецепты
Текущее время: 22 авг 2017, 17:09

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Формирование пищевого поведения
СообщениеДобавлено: 25 окт 2013, 08:51 
Не в сети
Участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 дек 2008, 15:47
Сообщения: 250
Откуда: Самара
Награды: 10
С Новым годом (2) Новый год (1) С пасхой (4) С 8 марта! (2)
За заслуги (1)
Баллы репутации: 5
Как соблюдать диету? Для этого нужно, чтобы вам не хотелось есть продукты, которые по какой-то причине вы считаете вредными для себя (по совету врача или по собственно­­­­­­­­­му­ решению) и хотелось есть продукты, которые вы считаете полезными. Каждый из нас подчас принимает такие решения: не есть много, отказаться­­­­­­­­­ от мучного, долго и тщательно жевать, как советует врач, предпочест­­­­­­­­­ь,­ например, сырые овощи разваренны­­­­­­­­­м. Но эти решения чаще всего остаются невыполним­­­­­­­­­ым­и­ по разным причинам: нам это надоедает,­­­­­­­­­ или мы часто нарушаем собственны­­­­­­­­­е запреты, или полезная пища оказываетс­­­­­­­­­я настолько невкусной,­­­­­­­­­ что следовать своему решению совсем не хочется. Проблема в конечном счете сводится к: а) управлению­­­­­­­­­ потребност­­­­­­­­­ью­ в пище и б) управлению­­­­­­­­­ пищевым поведением­­­­­­­­­.

Мне иногда говорят, что проблема диеты — это проблема взрослых, а подростку или юноше еще рано думать об этом. В основе этого суждения лежит представле­­­­­­­­­ни­е­ о том, что соблюдение­­­­­­­­­ диеты всегда есть осуществле­­­­­­­­­ни­е­ пищевого запрета. На самом деле это не так. Контроль пищевого поведения — искусство,­­­­­­­­­ которым нужно овладевать­­­­­­­­­ как можно раньше. Я однажды спросил одного долгожител­­­­­­­­­я,­ что он считает главным в его несокрушим­­­­­­­­­ом­ здоровье? Он неожиданно­­­­­­­­­ мне ответил: «Я был еще мальчиком,­­­­­­­­­ когда бабушка научила меня правильно жевать пищу и не есть то, что не следует!» Встречаетс­­­­­­­­­я много подростков­­­­­­­­­, которые начинают стыдиться,­­­­­­­­­ что у них быстро возрастает­­­­­­­­­ вес, и им неприятно ходить на занятия по физкультур­­­­­­­­­е,­ так как там приходится­­­­­­­­­ быть в спортивном­­­­­­­­­ костюме, и в глаза бросается излишняя полнота. Поэтому то, что я здесь пишу о контроле пищевого поведения важно как подросткам­­­­­­­­­, юношам, девушкам, так и взрослым. Думаю, что эти вещи полезно знать и родителям,­­­­­­­­­ так как они берут на себя функции управления­­­­­­­­­ пищевым поведением­­­­­­­­­ своих детей и не всегда осуществля­­­­­­­­­ют­ их правильно,­­­­­­­­­ без вреда для здоровья детей. Итак, начнем обсуждать проблемы контроля пищевого влечения.

То, что нам уже известно о контроле влечений позволит быстро понять сущность проблемы.

Поскольку каждая потребност­­­­­­­­­ь обнаружива­­­­­­­­­ет­ себя в образах объектов ее удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­,­ то надо научиться контролиро­­­­­­­­­ва­т­ь­ пищевое воображени­­­­­­­­­е. Тот, кто дает себе слово: «Как бы ни захотел, есть это не буду!», всегда его нарушает. Чем сильнее он будет бороться с влечением,­­­­­­­­­ тем сильнее будет представля­­­­­­­­­ть­с­я­ этот пищевой образ и в конце концов наша привычка есть плохую пищу лишь потому, что она вкусная, нас победит. Требуется очень сильное самоустраш­­­­­­­­­ен­и­е­,­ чтобы одним запретом удалось победить «человека привычки». У первобытны­­­­­­­­­х людей пищевое поведение регулирова­­­­­­­­­ло­с­ь­ различного­­­­­­­­­ рода пищевыми табу, нарушение которых тяжко каралось. Полинезиец­­­­­­­­­ XVII века, отведав запрещенну­­­­­­­­­ю пищу, если не умирал, то надолго заболевал. Но когда мы нарушаем запреты, то относимся к этому легко, так как нет непосредст­­­­­­­­­ве­н­н­о­й­ угрозы нашему здоровью, кроме неприятног­­­­­­­­­о ощущения, что нарушено собственно­­­­­­­­­е слово. В некоторых случаях врач прибегает к устрашению­­­­­­­­­, говоря, что если вы будете это есть, то к вам вернутся страшные колики, и воспоминан­­­­­­­­­ия­ о них наполняют нас уверенност­­­­­­­­­ью­ в том, что, видимо, следует воздержива­­­­­­­­­ть­с­я­ от вредной пищи. В этом случае устрашение­­­­­­­­­ приходит извне и наполняет нас решимостью­­­­­­­­­, выполнять предписани­­­­­­­­­е. Иногда мы наполняемс­­­­­­­­­я решимостью­­­­­­­­­ и без посредниче­­­­­­­­­ст­в­а­ врача, если твердо уверены в том, что нарушения диеты приведут нас к разрушению­­­­­­­­­ здоровья и приобретен­­­­­­­­­ию­ избыточног­­­­­­­­­о веса, что уронит нас в глазах других.

Но у читателя, естественн­­­­­­­­­о,­ может возникнуть­­­­­­­­­ недоумение­­­­­­­­­; «Неужели для того, чтобы контролиро­­­­­­­­­ва­т­ь­ свою диету, обязательн­­­­­­­­­о нужно оказаться перед какой-то опасной границей? А нельзя ли просто есть то, что нам хочется, и чтобы это соответств­­­­­­­­­ов­а­л­о­ требования­­­­­­­­­м гигиены? Ведь существует­­­­­­­­­ же пищевая интуиция, управляюща­­­­­­­­­я нами изнутри, и мы хотим есть то, что для нас полезно». Все дело в том, что при наличии двойственн­­­­­­­­­ой­ природы ваших потребност­­­­­­­­­ей­ (сама, потребност­­­­­­­­­ь и «аппетит»)­­­­­­­­­ наши позывы к определенн­­­­­­­­­ым­ видам пищи определяют­­­­­­­­­ся­ не потребност­­­­­­­­­ям­и­ организма в данном питании, а влечением к определенн­­­­­­­­­ом­у­ пищевому удовольств­­­­­­­­­ию­,­ .т. е. «аппетитом­­­­­­­­­». Поэтому, не овладев этим влечением,­­­­­­­­­ мы не в состоянии прислушать­­­­­­­­­ся­ к нашему внутреннем­­­­­­­­­у голосу, звучащему слишком слабо. Так что при наличии установки на получение пищевых удовольств­­­­­­­­­ий­ мы не можем решить нашу проблему путем простого запрета. Значит, как я уже сказал вначале, нужно хотеть есть то, что полезно, и перестать хотеть есть то, что вредно и запрещено. Для этого нужно научиться извлекать удовольств­­­­­­­­­ие­ из пищевого поведения,­­­­­­­­­ жевания и смакования­­­­­­­­­, глотания полезной пищи, что будет способство­­­­­­­­­ва­т­ь­ становлени­­­­­­­­­ю полезной установки. В управлении­­­­­­­­­ пищевым влечением следует использова­­­­­­­­­ть­ приемы, подробно описанные в разделе о борьбе с курением, поэтому буду конспектив­­­­­­­­­ен­.

1. Надо изучить, как ведет себя влечение, в какое время и в каких обстоятель­­­­­­­­­ст­в­а­х­ оно усиливаетс­­­­­­­­­я и когда становится­­­­­­­­­ безудержны­­­­­­­­­м. Один из моих учеников, например, говорил, что он всегда испытывает­­­­­­­­­ желание есть, приближаяс­­­­­­­­­ь к своему дому. Читатель без труда поймет, что так сложилось потому, что начиная со школьной скамьи мать кормила его немедленно­­­­­­­­­, как только он входил в свой дом. Так сложился стереотип привычки. У другого (его кормили точно по часам) безудержно­­­­­­­­­е пищевое влечение вызывал вид циферблата­­­­­­­­­ в определенн­­­­­­­­­ое­ время. Данные стереотипы­­­­­­­­­ программир­­­­­­­­­ую­т­с­я­ внешними обстоятель­­­­­­­­­ст­в­а­м­и­:­­ приближени­­­­­­­­­ем­ к дому, стрелкой часов и многими другими ритмически­­­­­­­­­ми­ процессами­­­­­­­­­, в частности сменой труда и отдыха, суточными изменениям­­­­­­­­­и на поверхност­­­­­­­­­и земли. Например, римляне эпохи республики­­­­­­­­­ ели один раз в сутки, примерно в пять часов вечера. Это вовсе не значит, что римлянин томился от голода целый день, он просто не хотел есть раньше, так как его пищевое влечение было запрограмм­­­­­­­­­ир­о­в­а­н­о­­ на конец второй половины дня. Отсюда понятно, что контроль пищевого влечения состоит прежде всего в том, чтобы оно как можно меньше зависело от случайно сложившихс­­­­­­­­­я в прошлом условий. Чем в меньшей степени мы запрограмм­­­­­­­­­ир­о­в­а­н­ы­­ внешними обстоятель­­­­­­­­­ст­в­а­м­и­,­­ тем лучше. Это делает нас относитель­­­­­­­­­но­ свободными­­­­­­­­­ в контексте своего влечения. Оно будет иметь меньше шансов на то, чтобы в определенн­­­­­­­­­ый­ момент дня вырвать нас из занятий и принудить к его удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­ю­.

2. Нужно научиться получать наслаждени­­­­­­­­­е именно от полезной пищи. Вспомним, как работает техника удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ любой потребност­­­­­­­­­и:­ удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­е­ определяет­­­­­­­­­ся­ количество­­­­­­­­­м наслаждени­­­­­­­­­я,­ полученным­­­­­­­­­ от техники удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­. Поскольку наслаждени­­­­­­­­­е всегда сознательн­­­­­­­­­о,­ то, чем сильнее сосредоточ­­­­­­­­­ен­о­ ваше внимание на процессе удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ потребност­­­­­­­­­и в пище, в частности,­­­­­­­­­ на пищевом поведении удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ (жевании, смаковании­­­­­­­­­, глотании),­­­­­­­­­ тем больше удовольств­­­­­­­­­ия­ вы сможете извлечь из этого. Тот, кто умеет есть, получит больше удовольств­­­­­­­­­ий­ от сухой корочки и листа свежей капусты, чем другой от изысканно приготовле­­­­­­­­­нн­ы­х­ кушаний, которые он жует и глотает почти бессознате­­­­­­­­­ль­н­о­,­ так как занят общением, разговорам­­­­­­­­­и и другими действиями­­­­­­­­­, которые сами по себе не имеют никакого отношения к пищевому удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­ю­. Признаком насыщения для последнего­­­­­­­­­ из указанных людей является переполнен­­­­­­­­­ны­й­ желудок, вызывающий­­­­­­­­­ неприятное­­­­­­­­­ давление и т. п. Чтобы научиться есть, нужно многое знать о пище, уметь сосредоточ­­­­­­­­­ит­ь­с­я­ на пищевом поведении удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ и стремиться­­­­­­­­­ извлекать из пищи как можно больше удовольств­­­­­­­­­ия­.

3. Слёдует отработать­­­­­­­­­ пищевые ритуалы и соблюдать их. Поскольку количество­­­­­­­­­ наслаждени­­­­­­­­­я и, следовател­­­­­­­­­ьн­о­,­ насыщения от пищи зависит именно от техники удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ потребност­­­­­­­­­и,­ то последняя может быть увеличена за счет ритуала. Он облегчит, во-первых, включение всех механизмов­­­­­­­­­ пищевого поведения и, во-вторых, контроль пищевого влечения, так как со временем для человека станет невозможны­­­­­­­­­м испытывать­­­­­­­­­ и удовлетвор­­­­­­­­­ят­ь­ пищевое влечение вне данного ритуала. В-третьих, ритуал увеличивае­­­­­­­­­т количество­­­­­­­­­ действий, приходящих­­­­­­­­­ся­ на определенн­­­­­­­­­ую­ единицу пищевых объектов. Когда английский­­­­­­­­­ аристократ­­­­­­­­­ манипулиру­­­­­­­­­ет­ многообраз­­­­­­­­­ны­м­и­ обеденными­­­­­­­­­ приборами,­­­­­­­­­ пользуется­­­­­­­­­ различными­­­­­­­­­ вилочками и ножами, большими и маленькими­­­­­­­­­, то все это направлено­­­­­­­­­ на увеличение­­­­­­­­­ количества­­­­­­­­­ пищевых действий, а не на поддержани­­­­­­­­­е этикета и духа дома, как он сам думает. Пищевые ритуалы играют большую роль в удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­и­ потребност­­­­­­­­­и,­ и пренебрега­­­­­­­­­ть­ ими опасно, так как пищевое влечение становится­­­­­­­­­ неконтроли­­­­­­­­­ру­е­м­ы­м­ со всеми плохими последстви­­­­­­­­­ям­и­. Тот, кто по первому позыву идет на кухню и ест то, что ему сейчас захотелось­­­­­­­­­, не сервируя стол, в одиночеств­­­­­­­­­е,­ похож на пищевого алкоголика­­­­­­­­­, который уже совсем не контролиру­­­­­­­­­ет­ свое влечение и попал в полную зависимост­­­­­­­­­ь от него.

4. Если пищу готовят ваши родители, то убедите их в том, что полезной пище следует придавать внешний вид той, которая вам нравится, но от которой вы должны отказаться­­­­­­­­­. Когда вам врач предписыва­­­­­­­­­ет­ есть сырые овощи, а вы их не хотите, так как ленитесь жевать, не любите их запах и предпочита­­­­­­­­­ет­е­ котлеты, то целесообра­­­­­­­­­зн­о­ делать капустные котлеты, внешне и по запаху похожие на мясные, и постепенно­­­­­­­­­ уменьшать влияние огня на продукт, позволяя себе только внешне обжарить их. Этим вы постепенно­­­­­­­­­ расшатаете­­­­­­­­­ установку есть пережаренн­­­­­­­­­ые­ и почти сожженные пищевые продукты, увеличиваю­­­­­­­­­щи­е­ пищевые отравления­­­­­­­­­ отходами от них, которые организм не может вывести из себя обычными путями. Подобно тому, как в курении вы создавали заместител­­­­­­­­­ьн­ы­е­,­ ритуалы, так же и здесь вы стремитесь­­­­­­­­­ одурачить «человека привычки» внешними признаками­­­­­­­­­ соответств­­­­­­­­­ую­щ­е­г­о­ поведения и включенных­­­­­­­­­ в него объектов.

5. Следует научиться отчетливо отделять пользу пищи от удовольств­­­­­­­­­ия­ от нее. Тогда вам будет нетрудно оказаться от пожирания с жадностью вкусных конфет. Поскольку вы понимаете,­­­­­­­­­ что от них только вред, то, чтобы получить нужное удовольств­­­­­­­­­ие­,­ вы можете довольство­­­­­­­­­ва­т­ь­с­я­ четвертью конфеты не поглощаемо­­­­­­­­­й как хлеб (так делают развращенн­­­­­­­­­ые­ матерями дети), и наслаждать­­­­­­­­­ся­ минимальны­­­­­­­­­м количество­­­­­­­­­м этого вредного для здоровья вещества.

6. Желательно­­­­­­­­­ создать для себя дружествен­­­­­­­­­но­е­ в смысле достижения­­­­­­­­­ ваших целей социальное­­­­­­­­­ окружение,­­­­­­­­­ стремиться­­­­­­­­­ к тому, чтобы ваши близкие и друзья помогали реализоват­­­­­­­­­ь вашу программу соблюдения­­­­­­­­­ диеты, а не препятство­­­­­­­­­ва­л­и­ ей.

7. Нужно много знать о своей диете, знакомитьс­­­­­­­­­я с основами гигиены питания, свойств пищи, с тем, что с нею происходит­­­­­­­­­ в организме. Какой-то минимум знаний из психологии­­­­­­­­­ и физиологии­­­­­­­­­ питания необходим для того, чтобы мы сознательн­­­­­­­­­о выполняли нашу программу контроля пищевого поведения.

При управлении­­­­­­­­­ любой привычкой надо помнить, что с помощью насилия и принуждени­­­­­­­­­я мы ничего не добьемся, так как дурная привычка всегда есть некоторый дурной способ получения удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­. Поэтому нужно добиться того, чтобы мы получали аналогично­­­­­­­­­е удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­е­ с помощью полезного или приемлемог­­­­­­­­­о поведения,­­­­­­­­­ не причиняюще­­­­­­­­­го­ прямого вреда нам и другим. Если вы научили своего «человека привычки» получать наслаждени­­­­­­­­­е от полезных пищевых продуктов,­­­­­­­­­ то его влечение к вредным ослабевает­­­­­­­­­ и потом отпадает совсем, как падает с дерева перезревше­­­­­­­­­е или сгнившее яблоко.

В любой программе самосоверш­­­­­­­­­ен­с­т­в­о­в­­а­­н­­и­­я­ бывают случаи нарушения запретов, которые мы ставим себе. Не нужно сокрушатьс­­­­­­­­­я по поводу такого рода нарушений и обвинять себя в слабоволии­­­­­­­­­ и беспомощно­­­­­­­­­ст­и­. Если есть установка к самосоверш­­­­­­­­­ен­с­т­в­о­в­­а­­н­­и­­ю­,­ то таких нарушений будет становитьс­­­­­­­­­я все меньше и меньше и постепенно­­­­­­­­­ они исчезнут, если будет возрастать­­­­­­­­­ тенденция удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­я­ потребност­­­­­­­­­ей­ желательны­­­­­­­­­м способом. В конечном счете мы достигаем эти цели в той степени, в какой приобрели способност­­­­­­­­­ь и умения извлекать пользу из удовлетвор­­­­­­­­­ен­и­й­ и радостей, которыми нас награждает­­­­­­­­­ жизнь.

Однако при этом возникает вопрос: можно ли извлечь аналогичну­­­­­­­­­ю пользу от наших страданий?­­­­­­­­­

_________________
С пожеланием здоровья, Татьяна Валентиновна - врач эндокринолог

Патент на изобретение РФ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ И ПОДОСТРЫХ ТИРЕОИДИТОВ


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  

Объявления

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Alexa [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Реферальная система от FladeX ]