Сайт
FAQ
Правила форума
* МаМани   
Вход
Регистрация
Скидки в Самаре цирк Фоторецепты
Текущее время: 17 окт 2018, 13:38

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 21 фев 2013, 12:02 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 12 окт 2012, 21:19
Сообщения: 33
Баллы репутации: 3
Кто знаком с таким педагогом, как Макаренко, с его практикой и опытом?
Поделюсь:
А.С. Макаренко «Некоторые соображения о школе и наших детях».

Я считаю главным недостатком нашей школы вовсе не плохую дисциплину и не плохую успеваемость, а отсутствие определенного тона и стиля, отсутствие традиций и неясность вопроса о нормах. Плохая дисциплина и успеваемость являются только результатом этих недостатков.

Старая школа (царская) была очень выдержанна в отношении стиля. В средней школе учительство было крепко организовано, как определенная ветвь чиновничества, связано табелью о рангах, движением по службе, ясным положением в обществе и очень твердой системой представлений об ученике, его обязанностях, его перспективах и, конечно, такой же твердой шкалой норм, касающихся ученика, его успеваемости, поведения и пр. Этой определенности соответствовали многие внешние формы и процедуры, начиная, скажем, от ритуала экзаменов и кончая формой классовых журналов.

Этой определенности соответствовала такая же определенность детского общества средней школы. Как бы часто теперь ни отмечались многие недостатки старой школы, ее казенный формализм, ее бездушность, это не исключает в общем того обстоятельства, что детское и юношеское общество средней школы находилось всегда в очень точной сфере различных норм, подчинялось этим нормам и приспособилось к ним, хотя часть и вырабатывала своеобразные формы оппозиции. Партия учителей и партия учеников в средней школе часто противостояли друг другу, но даже это противостояние проходило в определенных традиционных формах, т. е. в некоторой степени признавалось как некоторая дополнительная форма, нисколько не разрушающая общую систему.

В начальной старой школе, земской и городской, учительство не было чиновным, здесь не было бездушности и формализма, но и в этой школе работа и жизнь были сильно нормированы.

Наконец, в старое время совершенно определенной была позиция ребенка в семье. Власть родителей не вызывала никаких сомнений и простиралась очень далеко «количественно и качественно». Не только замужество дочери, но и жизненный путь сына находились в значительной мере в сфере отцовской власти. Это не вызывало даже особенных протестов младшего поколения, ибо семья как «первичный педагогический коллектив» был почти государственным учреждением, авторитет которого был обеспечен и вековой традицией, и реальными интересами членов семьи.

Дисциплинарное благополучие старой школы и выдержанность ее стиля были тем более возможны, что школа впитывала в себя только верхний слой общества, во всяком случае, настоящие низы там, где не было ни крепкой семьи, ни традиций, ни материальной обеспеченности, в большинстве случаев не имели никакого отношения к школе и не вливали в нее ничего принципиально отличного.

Советская школа… еще не выработала своего стиля, своих традиций, своего тона. В таком же положении находится и семья. Возвращение к старому стилю невозможно, потому что исчезла старая структура общества, исчезли старые традиции, их никто не может возродить, даже если бы хотели. И поэтому, если в порядке некоторой растерянности мы иногда пытаемся восстановить что-нибудь старое (например, экзамены), у нас получается не то. (современный вопрос с ЕГЭ) Мы сами собственными руками на другой же день после первого энергичного решения начинаем вносить уничтожающие решение поправки.

Я не представляю себе, чтобы нашу школу можно было наладить при помощи только общих идей или случайных паллиативов. А сейчас как раз мы этим и занимаемся. Общие идеи до сих пор имеют характер расплывчатый и идут неизвестно откуда: это идеи некоторой «демократии», некоторого отрицания «внешних» мер [воздействия], некоторой излишней веры в «развитие ребенка», некоторой «политехнизации» и т. д.

А рядом с этим некоторые паллиативы, настолько неуверенные, что даже они не доводятся до конца. Эти паллиативы у нас принимают характер закона, не поддержанного характером самого школьного общества. Например, был издан закон, что за хулиганство в школе нужно увольнять без права поступления в другую школу. Едва ли этот закон был применен где-нибудь, потому что наша школа просто не способна его применить. В нашей школе нет фундамента для такой репрессии.

Наша школа должна быть построена на фундаменте, отличном от фундамента старой школы. Там фундаментом было чиновное учительство и авторитарная семья. Нашим фундаментом должны быть педагогические коллективы, коллективы учеников и новая семья, которая тоже должна принять форму трудового коллектива. Ни того, ни другого, ни третьего у нас пока что нет, и их нужно создать…

Педагоги. Наши педагоги имеют жалкий вид. В лучшем случае это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других случаях и в большинстве — это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, которые кое-как выполняют свою работу в классе, кое-как удерживаются на своем месте, более или менее удачно обходя опасные склоки и подсиживания, которые ничего не читают, которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. В деревне положение учителей совершенно бесправное. Учитель получает жалование, которое почти равно жалованию городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель ничего, кроме 100–120 рублей, не получает. Естественно, что на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу устроиться уже не может.

Что нужно сделать с педагогами? Я бы считал необходимым следующее:

а) В каждой школе должен складываться коллектив педагогов. Для этого необходимо решительное запрещение для учителя работать больше, чем в одной школе. Кроме того, нужны специальные меры, чтобы работа учителя в данной школе была как можно более длительной. Увольнение учителя или перевод его в другую школу должны быть затруднены.

б) В школе не должно быть слишком много учителей, т. е. не должно быть учителей, имеющих два-три урока в неделю. В самих педагогических вузах дело должно быть так поставлено, чтобы из них выходили преподаватели определенных циклов в средней или неполной средней школе. Каждый цикл предметов должен составлять в практике школы совершенно определенную норму нагрузки на одного преподавателя. Эта норма классной нагрузки плюс определенный объем собственно воспитательной работы в ученическом коллективе и должны составить среднюю рабочую долю для каждого учителя. Уклонения от нее в сторону уменьшения или увеличения должны быть очень незначительны и даже не отражаться на жалованье.

в) Жалованье учителя не должно исчисляться почасно. Каждый учитель в зависимости от своего образования и типа школы, в которой он работает, должен получать определенную ставку, удовлетворяющую не только его материальные, но и культурные потребности.

г) Так как для учителя очень сокращены возможности какой бы то ни было карьеры, движения по службе, повышения и т. д., то необходимо разработать систему пятилетних или трехлетних прибавок с таким расчетом, чтобы учитель, проработавший, скажем, 15–20 лет в одной школе, получал жалованье, превышающее жалованье новичка раза в три.

д) Наряду с этим необходимо разработать систему иных поощрений, отмечая работу лучших учителей при помощи присвоения ими различных званий («старший учитель», «заслуженный учитель», «народный учитель»); конечно, это нужно хорошо обдумать.

е) Очень желательно, чтобы большинство учителей данной школы имели квартиры при самой школе. У нас сейчас очень часто школы помещаются в жилых дворах, но там живут не учителя, а посторонние. Учительский коллектив, живущий при школе, сильно содействовал бы и «коллективизации» учеников при помощи вечерних работ, устройства игр и вечеров, праздников и просто живого общения.

ж) Необходимо пересмотреть программы педагогических вузов и техникумов как со стороны подготовки к преподаванию, так и со стороны специальной подготовки к воспитательной работе учителя.

Эту последнюю нужно организовать в двух направлениях:

а) Необходимо, чтобы из педагогических вузов выходили люди более широко образованные независимо от избираемого для преподавания цикла предметов. Программа такого широкого образования должна быть построена параллельно всей сумме вопросов нашего строительства. Выпускники вузов должны знать, как строится производство, какие богатства и перспективы в нашей стране. Они должны знать, как добывается нефть и что получается из нефти. Что такое апатит, должны знать историю Арктики, особенности Сибири, Кавказа, вообще они должны знать все, что может помочь их воспитанникам избрать себе путь и специальность.

б) Во время пребывания в вузе студенты должны получить не только специальное образование, но и специальное воспитание, они должны быть организованны, подтянуты, воспитать волю и сдержанность, получить физкультурную подготовку, вообще они должны быть культурны во всех отношениях, вежливы, чистоплотны, знакомы с литературой, искусством, музыкой.

в) Особенным вопросом в педвузах должен стоять вопрос о семье, структуре семьи, методике воспитания в семье и о средствах педагогической помощи семье.

Ученики должны быть организованы в коллектив, иметь органы самоуправления, построенные не по принципу «демократии», а по принципу полномочия и единоначалия с усилением элементов: хозяйственной заботы, личной и коллективной ответственности за успех, дисциплинарных и бытовых активных действий.

Школьный коллектив должен накоплять традиции, внутренние нормы [жизни и деятельности], может быть, даже отличающие данную школу от другой.

Желательно в школе ввести некоторые внешние формы организации полувоенного типа: строй, оркестр, салют, некоторые обязательные формы выражения вежливости.

Все школьное общество должно быть мобилизовано на выработку норм поведения и на наблюдение за выполнением этих норм. Старшие ученики должны получить некоторую власть над младшими.

Школьный коллектив должен иметь право контролировать семью со стороны ее воспитательной деятельности, помогать семье методическим советом, прямой воспитательной помощью отдельным лицам. Школа должна иметь право репрессий по отношению к семье, не выполняющей своих воспитательных функций. Это право должно принадлежать не милиции, а именно школе.

Для этого необходимо подчеркнуть территориальное прикрепление определенных частей города к той или иной школе. Нужно уничтожить право родителей выбирать школу, тем более уничтожить погоню их за «лучшей» школой. Все школы должны быть лучшими, и родительское общество должно за это бороться.

Помощь семье должна быть оказана в самых разнообразных формах, а именно:

а) выпуском специальной литературы,

б) краткосрочными обязательными курсами для родителей,

в) материальной помощью «на воспитание»,

г) постоянным наблюдением,

д) системой репрессий и поощрений,

е) организацией родителей по большим домам, по квартирам, их инструктированием, постоянной работой (система дежурств) и ответственностью.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  

Объявления

 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 21 фев 2013, 20:06 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 мар 2012, 16:59
Сообщения: 1523
Изображений: 17
Откуда: Самара
Награды: 20
Просто так (1) С Новым годом (4) Новый год (2) С праздником (1)
С пасхой (3) С масленницей! (1) Оранжевого настроения (1) Лучшему папе (1)
За благотворительность (3) Энциклопедия (1) Сиделкин форума (1) Писатель (1)
Баллы репутации: 20
Хорошо переписано, но при чем здесь Макаренко? Предлагается модель образования для тоталитарного общества, хрен редьки не слаще.
По делу скажу так: ненужны государству образованные люди, ими невозможно манипулировать, поэтому самообразование у нас всегда будет преобладающим на пути к знаниям и никак иначе.

_________________
ICQ придумали для вопросов, которые нельзя обсудить на форуме - 299732686 только обязательно представьтесь кто и откуда icon_wink


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 01:03 
Не в сети
VIP
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2011, 14:18
Сообщения: 13582
Изображений: 53
Награды: 75
Просто так (6) С Новым годом (9) Новый год (7) С праздником (2)
С Днем Рождения (4) С пасхой (4) С 8 марта! (8) С масленницей! (1)
Оранжевого настроения (2) Поцелуйчик (1) С Любовью (1) Зайка (5)
Блог: Просмотр блога (45)
Баллы репутации: 168
Амишка авторитет
MrMaes я тоже не поняла при чем тут он, фамилией просто внимание привлечь может..

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 01:34 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 мар 2012, 16:59
Сообщения: 1523
Изображений: 17
Откуда: Самара
Награды: 20
Просто так (1) С Новым годом (4) Новый год (2) С праздником (1)
С пасхой (3) С масленницей! (1) Оранжевого настроения (1) Лучшему папе (1)
За благотворительность (3) Энциклопедия (1) Сиделкин форума (1) Писатель (1)
Баллы репутации: 20
Амишка писал(а):
MrMaes я тоже не поняла при чем тут он, фамилией просто внимание привлечь может

Первая половина-это выдержка из хорошей книги, название которой автор указал, дельная, надо признать, была книга, в свое время, а вот окончание-противоречит развитию личности, т.к. благодаря дворовому подходу в воспитании и следованию традициям вырастет с виду благопристойное нечто, сплошь ограниченное шаблонами, традициями и т.д. и т.п.-идеальный человек для манипуляции. А воспитывать людей по принципу: наши предки так жили и мы будем в наш век смерти подобно. Для спасения нашего общества нужно выращивание нового поколения людей с несколько другими жизненными принципами, умеющего работать с информацией и владеющего принципами экологии мышления. Где таких учителей взять, чтобы могли подобному научить, объяснить? Дети ведь сейчас умные пошли, им по жизни пургу не прогонишь о целях партии и правительства им по делу надо. Не могут наши учителя по делу, нет у них этих знаний. Никто из них даже не в состоянии объяснить ребенку алгоритм принятия решения, а пытаются жизни учить, бедолаги.

_________________
ICQ придумали для вопросов, которые нельзя обсудить на форуме - 299732686 только обязательно представьтесь кто и откуда icon_wink


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 17:14 
Не в сети
Знаток форума

Зарегистрирован: 21 апр 2009, 21:58
Сообщения: 15182
Награды: 53
Просто так (2) Зимушка-зима (1) С Новым годом (8) Новый год (5)
С пасхой (4) С 8 марта! (8) С масленницей! (1) Оранжевого настроения (1)
Поцелуйчик (3) С Любовью (2) Интересный человек (1) Действующему модератору (1)
Баллы репутации: 172
Тигрра авторитет
MrMaes писал(а):
А воспитывать людей по принципу: наши предки так жили и мы будем в наш век смерти подобно

ппкс


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 21:46 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 20:57
Сообщения: 1663
Откуда: Самара, р-н Дома молодёжи
Награды: 21
Зимушка-зима (1) С Новым годом (5) Новый год (2) С пасхой (4)
С 8 марта! (4) С масленницей! (1) За заслуги (1) 1 место в конкурсе (1)
Энциклопедия (1) Сиделкин форума (1)
Баллы репутации: 28
Семья действительно сейчас часто находится в плачевном состоянии: дети руководят своим родителями уже лет с 3-4х , а родители только беспомощно разводят руками. Им не хочется быть такими авторитарными, какими были их родители, а на что заменить авторитарность никто не знает.
Анализируя многие проблемы нашего общества, думаю что очень большой бедой для традиционной большой семьи стала система распределения молодых специалистов: сибиряков отправляли в Среднюю полосу, а молодых людей с Кубани на Дальний восток и т.д. и т.п. Созидательные традиции ( почитание стариков, уважение страших в роду, передача знаний и умений младшим, украшение своего быта произведениями своего труда - оберегами) больших сильных семей были утрачены.
Поэтому молодые современные семьи не знают как воспитывать детей, их ведь самих практичеки никто не воспитывал, я имею ввиду семью: в 60-е годы декрет у женщины заканчивался, когда ребёнку исполнялось 2 мес, затем 6 мес, в 70-е годы по исполнении 1 года. Всё. А дальше ясли, дет. сад, продлёнка, почти везде уставшие и потому орущие тётки. Что они могут воспитать - только ненависть к обществу, в котором живёшь, у кого-то явную, у кого-то скрытую, в виде нелюбви к самому себе.
Думаю это повлияло и на вырождение русской деревни, ведь для тех кого присылали сюда по распеределению, она не была родным домом, вот они и сбегали оттуда.

_________________
Консультации по грудному вскармливанию по телефону 8-927-604-96-12, выезд на дом
младенческое плавание, обучение родителей


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 22:07 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 мар 2012, 16:59
Сообщения: 1523
Изображений: 17
Откуда: Самара
Награды: 20
Просто так (1) С Новым годом (4) Новый год (2) С праздником (1)
С пасхой (3) С масленницей! (1) Оранжевого настроения (1) Лучшему папе (1)
За благотворительность (3) Энциклопедия (1) Сиделкин форума (1) Писатель (1)
Баллы репутации: 20
Василиса писал(а):
Семья действительно сейчас часто находится в плачевном состоянии: дети руководят своим родителями уже лет с 3-4х , а родители только беспомощно разводят руками. Им не хочется быть такими авторитарными, какими были их родители, а на что заменить авторитарность никто не знает.

Если быть до конца точным, то дети всегда руководили родителями ввиду своей интуитивной природы, естественно, что родителям это не нравилось, поэтому детей забивали авторитетом, а сейчас надо тоже интуицию развивать и разговаривать с ними на одном языке как с равными, вот тогда будет конструктивный диалог :twisted:
Василиса писал(а):
Созидательные традиции ( почитание стариков, уважение страших в роду, передача знаний и умений младшим, украшение своего быта произведениями своего труда - оберегами) больших сильных семей были утрачены.

Сомневаюсь, что они созидательные эти традиции :agigi: , скорее это шаблоны и рамки, которые всегда мешали молодым развиваться. Поэтому я считаю, что переселение, пусть и принудительное, молодых от родительского гнезда подальше-это благо :twisted:

_________________
ICQ придумали для вопросов, которые нельзя обсудить на форуме - 299732686 только обязательно представьтесь кто и откуда icon_wink


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 02:06 
Не в сети
Вникающий
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 18:48
Сообщения: 53
Награды: 2
С 8 марта! (1) За рассказ о родах (1)
Баллы репутации: 5
MrMaes писал(а):
Сомневаюсь, что они созидательные эти традиции :agigi: , скорее это шаблоны и рамки, которые всегда мешали молодым развиваться. Поэтому я считаю, что переселение, пусть и принудительное, молодых от родительского гнезда подальше-это благо :twisted:


Согласна с вами! :twisted:

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Воспитание по Макаренко...
СообщениеДобавлено: 04 мар 2013, 14:45 
Не в сети
Местный житель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2012, 15:49
Сообщения: 2790
Изображений: 606
Откуда: Самара, Зубчаниновка
Награды: 30
Просто так (2) Зимушка-зима (1) С Новым годом (3) Новый год (1)
С Днем Рождения (1) С пасхой (3) С 8 марта! (4) С масленницей! (1)
Оранжевого настроения (1) С Любовью (1) Зайка (1) Мишка (1)
Баллы репутации: 33
Я честно говоря вообще не понимаю новые принципы обучения, по мне так лучше советского образования ничего лучше нет. А эти нововведения только лишний раз пудрят мозги детям и их родителям.
MrMaes писал(а):
По делу скажу так: ненужны государству образованные люди, ими невозможно манипулировать, поэтому самообразование у нас всегда будет преобладающим на пути к знаниям и никак иначе.

Согласна на все 100

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Реферальная система от FladeX ]